Воспитание детей

Счастье вашего ребёнка (Часть 4)

Счастье вашего ребёнка (часть 1)В этой статье я изложил разные мысли и идеи, которые почерпнул из книги Курпатова «Счастье вашего ребёнка» и которые собираюсь реализовать на практике.

1. Примерно с пятого класса можно знакомить ребёнка с различными профессиями. Причём знакомить не на пальцах, а на реальных примерах. Например, ребёнок заявляет, что хочет быть юристом. Тогда стоит сводить его в суд на открытое слушание какого-нибудь дела, чтобы он посмотрел, как происходит работа юристов на деле.

2. Не следует перегибать палку в стимулировании развития ребёнка. Главное – это знать в какие периоды что развивается и помогать развиваться этим «своевременным» навыкам по-максимому.

3. Ребёнку предстоит заставить свой мозг – хаотичный, несобранный, незрелый и всё ещё растущий – подчиняться диктатуре обстоятельств жизни не потому, что мама просто взяла за руку и отвела тебя в детский сад, а собраться и идти в детский сад потому, что идти в него «надо». Сформировать в своём сознании это «надо» – это надо иметь мужество и недюжинные способности. Если ваш ребёнок это демонстрирует, то следует обязательно проявлять восхищение, тем самым создавая положительное подкрепление.

4. Родители не замечают трудностей, с которыми сталкивается ребёнок в возрасте десяти-четырнадцати лет по той причине, что они лежат не в плоскости отношений с родителями, а в отношениях со сверстниками. В этот период следует с удвоенным вниманием следить за ребёнком, чтобы в нужный момент поддержать его.

5. Часто бывают случаи, когда ребёнок дошкольного возраста называет родителей не «мама» и «папа», а по имени. Это происходит потому, что ребёнок в этом возрасте знает только слова (имена), но не знает смыслов. Поэтому обижаться на подобное обращение со стороны ребёнка просто глупо.

6. Объяснять ребёнку «законы жизни» до десяти лет бесполезно. Рассказывать, конечно, можно и раньше, но вот ждать понимания – наивно. Очень важно, чтобы главные вещи в своей жизни ребёнок услышал именно в этом возрасте – в десять-одиннадцать лет. А многие родители к этому времени уже выдыхаются. Следует поберечь педагогическое красноречие до этого момента.

7. Следует обращать внимание не только на поведение ребёнка, но и на своё собственное поведение. Пока мы не приведём собственную голову в порядок, мы своего ребёнка счастливым не сделаем. Если в вас нет ощущения счастья, вы не научите ребёнка ничему хорошему.

8. Шантаж плачем – тактика детей, которые знают, что реветь без перерыва – это единственный эффективный способ решения проблемы. Для того, чтобы избежать такого шантажа следует придерживаться правила: ребёнок не плачет просто так, плач – это просьба о помощи, а поэтому с этим затягивать нельзя, чтобы не превращать рёв в норму жизни. Однако, бежать на помощь надо тоже без истерики. Спокойно, ровно, внимательно: «Так, давай разберёмся, что случилось? Плакать перестали, я уже тут, сейчас всё решим. Давай поймём, что можно сделать, чтобы тебе помочь?»

9. На чувство горя ребёнка можно реагировать по разному: наказывать, успокаивать, игнорировать, устранять источник страдания. Самый лучший вариант – это когда расстроенного малыша с одной стороны успокаивают, а с другой стороны обучают навыкам преодоления этого страдания.

10. Задавайте себе вопрос: то, что обычно слышит от вас ребёнок, должно превратить его в оптимиста или пессимиста? В случае неудачи вы ему говорите: «Ерунда, бывает. Мы ещё потренируемся и у нас точно всё получится!» или начинаете занудствовать, мол вы его предупреждали, вы знали, что так оно и будет, потому что он бестолковый, безалаберный и т.д.

11. Ребёнок капризничает, когда его укладывают спать не из вредности или не потому что спать не хочет, а потому, что не может добиться торможения своей собственной активности.
Есть два способа сделать так, чтобы ребёнок испытывал хорошее настроение перед сном: лучшие моменты дня и страна снов. Лучшие моменты дня – это такая игра, в процессе которой детям даётся задание вспомнить то хорошее, что происходило с ними за день. Этот способ подходит для детей старше четырёх-пяти лет. Игра снов – это когда вы просите своего ребёнка, чтобы он придумал свои сны, то есть то приятное, что он хочет, чтобы ему приснилось. После он должен будет закрыть глаза и представить себе это «приятное». Но маленький ребёнок эту игру не осилит.
Для маленьких детей есть два других способа. Первый – это «поощрительный приз», когда вы даёте ребёнку что-то ценное для него (например, конфету) перед сном. Второй – это договориться с ребёнком, что у него будет сегодня хорошее настроение. Понятно, что к концу дня настроение из-за усталости уже испортится и тут ребёнку следует напомнить об этом договоре. Ребёнок вспоминает о хорошем настроении и его состояние нормализуется. Всё дело в условном рефлексе на словосочетание «хорошее настроение».

12. Следует создавать положительные подкрепления с помощью поощрений. «Сделаешь то-то и получишь «приз». Причём «приз» должен быть соразмерным проделанной ребёнком работе.

13. Если тебе жалко отдать на растерзание ребёнку какую-то вещь, она не должна находиться в зоне его досягаемости.
Если ребёнок взял что-то недозволенное, то не следует на него кричать. Нужно переключить его внимание и только потом спокойно забрать вещь.

14. Постепенно, по мере взросления вашего ребёнка, вы начнёте замечать, что его эмоция интереса имеет специфические черты. Есть дети, у которых доминирует умственная деятельность, и интерес у них будут вызывать занятия, связанные с работой мысли. Если ребёнок более склонен к чувственным переживаниям, то его будут увлекать вещи, связанные с аффективным опытом. Если ребёнок прирождённый фантазёр, то ждите интереса к креативным решениям и разного рода фантастике. Если ребёнок отличается обострённым чувством социального интереса, то его будут интересовать нюансы отношений и работа в коллективе. Если ребёнок деятельный и активный, то его будут занимать вещи, которые связаны со спортом или любой другой деятельности, направленной на результат.
Понимать эти особенности эмоции интереса своего ребёнка важно, в этом, на самом деле, основа его будущего жизненного успеха и путь к нему.

15. Многие слышали о так называемой системе Монтессори – системе воспитания детей. Принципы, которые лежат в основе этой системы можно сформулировать двумя словами: свобода и порядок. Детям предлагается простое правило: «Взял, поработал, положи на место». Принцип Монтессори – не командовать детьми, а создавать условия для их творческого развития. Родителям стоит обратить внимание на эту систему. Если в вашем городе есть школы развития Монтессори, то стоит их посетить. Мы сегодня посетили такую школу в первый раз и остались довольны увиденным. Теперь будем водить нашу дочь туда три раза в неделю.

16. В жизни ребёнка должно быть чёткое расписание: во сколько вставать, в какой момент принимать пищу, когда играть, а когда гулять, когда заниматься рисованием, а когда физкультурой, когда мыться, а когда отходить ко сну.

17. Когда вы объявили ребёнку о своём решении, то как бы он не упрашивал не меняйте его иначе сделаете хуже самому ребёнку.

18. В ряде случаев бывает полезно сформулировать ряд принятых ребёнком правил и оформить их в виде некоего документа, к которому всегда можно обратиться, если вдруг возникнет внештатная ситуация. Но создание такой бумаги возможно только при активном и деятельном участии самого ребёнка. Она должна стать результатом взаимных договорённостей. Такую бумагу можно повесить на видном месте. Главное, чтобы количество обращений к этой бумаге по положительным поводам существенно превышало количество обращений по отрицательным поводам.

19. Часто наши дети находятся в подавленном состоянии, переживают из-за свои очень серьёзных детских дел, да и вообще, ребёнку тяжело жить. Тут придёт на помощь «большой куш». Метод «большого куша» заключается в том, что даже если ребёнок не сделал ничего супер-выдающегося, вдруг подкрепить его неожиданной радостью.

20. Когда ребёнок «балуется», то можно среагировать двумя способами (хотя их на самом деле много). Первый способ: сделать констатацию факта и сделать так чтобы ребёнок тоже это подтвердил на словах. Затем разрешить ему делать то, что он делает и предупредить о последствиях, что он будет сам устранять бардак, который учинил.
Второй способ: превращение действия ребёнка в игру. Родитель тоже должен подключиться к действиям ребёнка.

21. Критиковать ребёнка нет никакого смысла. Это заставит его замкнуться и рассматривать вас как ходячую угрозу безопасности.

22. Когда ребёнка кто-то отругал из взрослых, нужно ребёнка обязательно поддержать. Никто не должен ругать вашего ребёнка, ему могут сделать замечание, что-то рекомендовать, но не ругать. Никакого агрессивного тона со стороны третьих лиц. Если такое случается, вы отводите ребёнка в сторону и хладнокровно разбираетесь с его обидчиком: «Вам может не нравиться то-то и то-то. Вы можете думать то-то и то-то. Вы даже может сказать, что вам кажется необходимым. Но оскорблять своего ребёнка я вам не позволю, извините». Позже вы можете обсудить с ребёнком сложившуюся ситуацию, не вставая ни на чью сторону. Если взрослый был прав по сути, мы об этом говорим ребёнку, объясняем реакцию взрослого, но не осуждаем ребёнка, а просто показываем ему, что произошло на самом деле, чего, возможно, он не заметил, не понял, не сообразил.

23. Очень важная вещь – это то, как родители оценивают друг друга. Мы не замечаем, как постоянно дискредитируем друг друга в глазах собственного ребёнка. Наоборот, родители должны хвалить друг друга при ребёнке.

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *