Книги Саморазвитие

Чтение в нашей жизни

Чтение в нашей жизниЗдравствуйте, друзья!

В сегодняшней статье хочу поговорить о том, какую роль играет чтение в нашей жизни. Рассказ буду вести на своём примере. А после дам несколько рекомендаций, как читать с большей пользой для себя.

Моя история взаимоотношения с книгами

Активно читать я начал в младшем школьном возрасте. Первыми моими большими книгами были произведения из серии о Тарзане. Далее пошли в ход и другие приключенческие книги: «Остров сокровищ», «Зверобой», романы Майн Рида, которого у меня было целое собрание сочинений, «Три мушкетёра» и другие.

Но самой моей любимой книгой в то время стала «Хоббит или Туда и обратно». Не выразить словами, какие чувства я испытывал при первом прочтении, и с какой радостью многократно перечитывал это произведение. Эта книга захватила моё воображение. Оттуда же пошло моё увлечение рисовать сказочные карты.

Затем было увлечение детскими детективами: «Нэнси Дрю», «Братья Харди», «Три сыщика» и другие. Я мог позволить себе купить один детектив в месяц, а прочитывал его за два дня. Поэтому вводил лимиты на чтение: не больше двух глав в день, чтобы растянуть удовольствие. Сейчас, когда в интернете можно скачать почти всё, это кажется смешным.

В старшем школьном возрасте подсел на фантастику и читал почти только её. Открыл для себя таких авторов, как Роберт Желязны, Глен Кук, Гарри Гаррисон, Роберт Хайнлайн и других. Большой популярностью пользовалась серия книг о боевых роботах BattleTech. Помню, как долго я искал недостающие книги из этой серии.

Параллельно этому я читал всю литературу по школьной программе. В том числе осилил «Войну и мир». До сих пор вспоминаю, как пёр домой четыре тома в школьной сумке. Конечно, это было не так увлекательно, как фантастика, но не скажу, что я себя принуждал. Я просто любил читать. Кроме школьной программы, я прочитывал всё то, что мог достать из списка летнего задания.

Кроме того, я читал больше, чем нужно было по программе. Например, прочёл все пьесы Островского, какие смог достать в школьной библиотеке, хотя требовалось всего две или три. Единственное, что я так и не осилил – это роман «Что делать?». Впрочем, об этом я не жалею.

В школьном возрасте книги были для меня, прежде всего, не средством познания, а средством ухода от действительности. Так уж сложилось, что в книгах мне было интереснее, чем в реальности.

В 11 классе я начал интересоваться саморазвитием. Получилось это случайно. Однажды во время уборки в классном кабинете я нашёл небольшую книжицу «Здоровье без лекарств», которая валяется у меня до сих пор (оставил на память). Классная учительница, увидев у меня эту книгу, сказала, что это макулатура, которую нужно выкинуть. Но я забрал её себе и прочитал.

Здоровье без лекарств

Действительно, книга не представляла большой ценности, но тогда она стала дверью, открывшей для меня мир книг по саморазвитию.

Помимо этой книги, я прочитал ещё несколько по теме здоровья. Но практический результат от этого был нулевой, так как я мало что внедрял из прочитанного.

Во время учёбы в институте я по-прежнему читал фантастику, а серьёзную художественную литературу забросил: школа закончилась, а моя инженерная специальность не предусматривала курса литературы.

А вот литературы по саморазвитию я стал читать больше. В институте у меня появились первые деньги и я мог себе позволить иногда покупать книги. В основном это были книги по популярной психологии. Первой моей покупкой стал «Опыт дурака или ключ к прозрению» Норбекова.

Но по большей части я изучал литературу в библиотеке. Там я впервые познакомился с такими трудами, как Чалдини «Психология влияния», «Управление разумом по методу Сильва» и некоторыми другими. На руки эти книги не давали, я их изучал в читальном зале и конспектировал.

О конспектировании хотел бы сказать особо. Для меня ведение конспектов было важным процессом. Я, вообще, любил всё записывать и хранить. Конспектирование было полезным опытом, который пригодился мне в дальнейшем. Благодаря этому одной из моих сильных сторон является умение выбирать суть и кратко её формулировать. А конспекты хранятся у меня до сих пор на память.

Конспект

Ещё о чём забыл упомянуть – это любовь к истории и, соответственно к исторической литературе. У меня была страсть к цифрам, датам и историческим событиям. Посещая библиотеку по учёбе, я всегда брал дополнительно что-нибудь по истории и выписывал хронологические даты. Оценивая это сейчас, признаю, что это было даже сродни навязчивой идее.

Также я прочитал всю художественную историческую литературу, до которой мог дотянуться: Дюма и Дрюона и других.

После окончания института библиотеку я посещать перестал. А после покупки компьютера художественную литературу совсем забросил, перестал интересоваться историей и читал только книги по популярной психологии и саморазвитию и то всё реже и реже. Такой регресс продолжался довольно продолжительный период, где-то лет 5-6.

С какого момента я стал снова читать? Скорее всего, толчок дало увлечение фотографией. Где-то я прочитал о том, что вдохновение можно черпать из книг и фильмов. Систематически я начал читать в 2015 году, в основном классическую художественную литературу. Так я снова стал читающим человеком.

Опираясь на свой опыт, я сделал несколько важных выводов, которые могут пригодиться и вам.

Как читать с пользой для себя

1. Нужно читать постоянно. Чтение должно быть регулярным, оно должно стать привычкой.

2. Читать не обязательно много. Лучше читать меньше, но вдумчиво и не торопясь. Особенно это относится к нехудожественной литературе. О том, как читать такую литературу, на блоге есть отдельная статья.

3. Нужно повышать сложность чтения: читать более сложные книги, биографии, критику. То есть если вы читали детективы или любовные романы, то пробуйте классику. Если читает классику, то читайте труды по анализу известных произведений и т. д.

Тут есть один нюанс. С одной стороны, если книга не идёт, то зачем себя насиловать? А с другой стороны, бывает, что начало даётся с трудом, а затем книга захватывает. У меня были случаи, когда вся книга шла со скрипом, через силу, а затем целую неделю мыслями возвращался к этой книге и получал инсайты (озарения). Поэтому я никогда не бросаю то, что начал читать, хотя это и не всегда оправдано. Тут пусть каждый сам решает, как ему поступать.

4. Конспектировать. Это относится, прежде всего, к книгам по саморазвитию. Но и из художественной литературы порой можно что-нибудь почерпнуть: какую-нибудь интересную мысль или цитату. Заведите себе для этих целей отдельную тетрадь или блокнот.

5. Практический результат. Должен быть какой-то практический результат от прочтения. Если это книги по саморазвитию, то нужно пробовать внедрять прочитанное и смотреть, что из этого получится. Если это художественная литература, то вы обогащаете словарный запас, повышаете грамотность.

Можно также писать отзывы на книги или самому пробовать писать произведения. Это будет тренировать умение излагать свои мысли и развивать воображение.

Таким образом, чтение может стать мощным фактором вашего развития. Если станете читающим человеком, то при должных усилиях вы реально сильно продвинитесь вперёд, как в культурном плане, так профессиональном и личном.

Желаю вам приятного чтения!

До свидания!

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *