Книги Саморазвитие

10 уроков гениев

10 уроков гениевВсем привет!

В этой статье вас ждут выводы из книги «Гении и аутсайдеры» Малкольма Гладуэлла. Об этой книге я слышал уже давно (в основном благодаря известному правилу «10000 часов») и решил с ней ознакомиться. После первого прочтения я понял, что это произведение является серьёзным трудом, который следует изучить более тщательно и сделать определённые выводы.

Обзоры этой книги, которые мне попадались, были избирательными и поверхностными. В таких обзорах акцент делался обычно на правиле «10000 часов» и в некоторых случаях ещё на нескольких моментах. Но я считаю, что эта книга заключает в себе больше пользы. И моя цель была – выявить всё полезное и сформулировать выводы или как я их назвал – уроки.

Вообще, я вырабатываю в себе привычку после прочтения каждой книги задавать себе следующие вопросы:

  • Какие уроки я извлеку из этой книги?
  • Как может помочь прочитанное в моей повседневной деятельности?
  • Что смогу начать внедрять в свою жизнь прямо сейчас?

Сначала вкратце расскажу суть. Цель книги – изменение нашего представления о гениальности и успехе. В понимании Гладуэлла гений – это человек, добившийся большого успеха в какой-либо деятельности. Когда люди хотят добиться успеха, то первым делом они обращают внимание на людей уже добившихся успеха. Считается, что необходимо изучать истории успехов и следовать тем же путём, что и успешные люди.

Автор пришёл к выводу, что при изучении гениев упускаются очень важные вещи. Как правило, учитываются только личностные качества: талант человека, его поступки, образ жизни. Гладуэлл считает, что, тесно связывая успех и личностные качества, мы придумываем правила, препятствующие нашим достижениям. Помимо таланта, поступков, образа жизни, необходимо изучить следующее: к какой культуре человек принадлежит, в какой семье вырос, в каком месте, какие люди его окружали, к какому поколению он принадлежит.

На страницах книги автор разрабатывает эту идею, оценивая ту роль, которую играют в достижении успеха следующие четыре фактора.

  1. Благоприятные возможности.
  2. Удачный момент.
  3. Семья.
  4. Культурное наследие.

Автор считает, что многие люди, которые не считаются успешными, вполне могли бы добиться успеха, если бы знали из чего он, этот успех, на самом деле складывается. Далее в книге рассматривается каждый из этих четырёх факторов.

Благоприятные возможности

В книге наглядно показано, какую разницу в мастерстве имеют люди, которые начали заниматься своим делом раньше, чем другие, причём, на первый взгляд, незначительно раньше. То есть среди профессионалов имеет огромное значение то, когда человек начал заниматься своим делом. Если два человека начали заниматься своим делом с одинаковой самоотдачей, то преимущество будет иметь тот, кто начал раньше, даже если эта разница невелика.

Урок первый. Если вы решили заняться каким-то делом – начинайте без промедления. Если вы что-то решили делать, то начните прямо сейчас. Помните, пока вы медлите, остальные двигаются вперёд. Совершенствуйтесь в том виде деятельности, который выбрали, и не останавливайтесь.

Гладуэлл установил, что перед успешными людьми зачастую открываются особые возможности, ведущие к ещё большему успеху. Именно богатые люди пользуются максимальными налоговыми льготами. Именно лучшим студентам преподаватели уделяют больше всего внимания.

Здесь действует так называемый эффект Матфея: «Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет».

Урок второй. Если у вас нет благоприятных возможностей, то их у вас и не будет, а имеющиеся небольшие возможности могут пропасть, если ими не пользоваться. Поэтому не следует ждать благоприятных возможностей, а нужно начинать пользоваться тем, что есть, даже если эти возможности очень маленькие. Но, начав пользоваться маленькими возможностями, мы начнём открывать ворота для больших возможностей.

То, что мы называем талантом, является результатом сложного переплетения способностей, благоприятных возможностей и случайно полученного преимущества. А ключевым фактором талантливости является способность работать часами – до того момента, когда уже трудно разобрать, где заканчиваются природные способности и начинается готовность вкалывать.

Достижение высокого уровня мастерства в сложных видах деятельности невозможно без определённого объёма практики, после которого количество переходит в качество. Чтобы добиться успеха в своей области нужно много практиковаться. «Волшебным» числом, ведущим к мастерству, является 10000 часов.

Десять тысяч часов эквивалентны примерно трём часам практики в день, или двадцати часам в неделю на протяжении десяти лет. Это, разумеется, не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока ещё никому не встретился случай, когда бы высочайший уровень мастерства достигался за меньшее время. Создаётся впечатление, что именно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию.

Урок третий. Сама по себе благоприятная возможность ничего не даёт: ею необходимо как следует воспользоваться. Нужно сделать такой рабочий график, чтобы выбранному делу уделялось определённое время. Чтобы рассчитать, сколько времени потребуется для достижения результата, то следует ориентироваться на следующие цифры: освоение – 100 часов, профессионализм – 1000 часов, мастерство – 10000 часов. Полезно будет повесить на видном месте девиз: «Практика, практика и ещё раз практика!».

Удачный момент

Для каждого дела есть свои удачные моменты. Например, для того, чтобы разбогатеть в США, наиболее благоприятное время было в 60-70-е годы XIX века – времена наибольшего экономического роста. Исследования автора показали, что зачастую люди добивались успеха воспользовавшись благоприятным моментом.

Однако к этому моменту эти люди имели за спиной много часов практики и умело пользовались возможностями. Это позволило им в нужное время обернуть в свою пользу сложившиеся обстоятельства. Отсюда можно сформулировать следующее правило, которое, по сути, является обобщающим для предыдущих трёх правил.

Урок четвёртый. Чтобы воспользоваться удачным моментом, нужно быть к нему готовым. Не ждите удачного момента, а работайте усердно, максимально пользуйтесь благоприятными возможностями и будьте готовы воспользоваться удачным моментом.

Семья

Семейное воспитание оказывает сильнейшее влияние на наш успех. Здесь ключевым понятием является практический интеллект.

Под практическим интеллектом понимается «знание того, что, когда и кому сказать, а также знание того, как с помощью этих слов добиться максимальных результатов». Это прикладное понятие, знание того, как выполнять то или иное действие, не отдавая себе отчёта в том, откуда вы это знаете, и будучи не в состоянии объяснить это.

Практический интеллект практичен по своей сути: это не знания ради самих знаний, это знания, которые помогают вам ориентироваться в жизненных ситуациях и добиваться желаемого.

Истоки практического интеллекта находятся в воспитании.

Стиль воспитания, которого придерживаются родители, принадлежащие к среднему классу, называется «совместным развитием». Его задача – активно «стимулировать и оценивать таланты, умения и побуждения ребёнка». В противоположность этому бедные родители склонны полагаться на «естественное развитие». Они считают, что обязаны заботиться о ребёнке, но развиваться он должен самостоятельно.

В нравственном отношении ни один из описанных стилей нельзя считать лучше другого. По наблюдениям, дети из бедных семей зачастую лучше воспитаны и менее капризны, умеют занять себя в свободное время и отличаются самостоятельностью.

Однако в практическом отношении «совместное развитие» даёт громадное преимущество. Загруженные различными занятиями дети из обеспеченных семей постоянно приобретают разнообразный жизненный опыт. Они учатся работать в команде, справляться со сложными ситуациями, комфортно общаться со взрослыми и выражать своё мнение.

Дети из среднего класса формируют у себя представление о «правомочности». «Они ведут себя так, словно имеют право удовлетворять собственные предпочтения и вступать в активные диалоги в общественных местах, где они чувствуют себя абсолютно комфортно. Они свободно делятся информацией и требуют внимания. Нередко дети из среднего класса поворачивают разговор в нужную для удовлетворения своих потребностей сторону». Они разбираются в правилах взрослого мира.

В противоположность им дети из бедных семей отличаются «выраженной сдержанностью, недоверием и зажатостью». Они не умеют добиваться желаемого и не знают, как «подогнать» ту или иную ситуацию под свои цели.

Очень важно понять, как происходит овладение этим умением. Оно не передаётся по наследству. Оно также не зависит от расы. Это умение есть преимущество воспитания. Обладают им потому, что родители – как и другие образованные родители – обучали их этому умению в детстве, прививали, культивировали, поощряли и объясняли правила игры.

Из всего этого можно извлечь следующий урок, который я считаю одним из ключевых в книге.

Урок пятый. Если мы не получили вместе с воспитанием навык практической смекалки, то следует направить усилия на освоение этого навыка. Овладение «практической смекалкой» продвинет нас в достижении успеха гораздо больше и быстрее, чем просто совершенствование в своём деле.

В отношении воспитания своих детей нужно усвоить следующий урок.

Урок шестой. Следует практиковать со своими детьми «совместное развитие». Этим мы окажем им огромную услугу, открыв перед ними дорогу к успеху в жизни.

Культурное наследие

Гладуэлл утверждает, что наши личности формируются под мощным воздействием культурного наследия, и если мы хотим измениться, то должны обязательно учитывать своё историческое прошлое.

Каждый из нас обладает собственной уникальной личностью. Однако на неё накладываются традиции и привычки того общества, в котором мы выросли, и эти различия выражены очень чётко. Наша способность успешно справляться с возложенными на нас обязанностями напрямую зависит от того, откуда мы родом.

Автор задаётся вопросом: можем ли мы помочь людям стать лучше в своём деле, если будем серьёзнее относиться к культурному наследию? Ведь культура – это не смирительная рубашка. Мы, люди, способны примерять новую личность и входить в новые роли – и это делает нас свободными. Мы не узники своего культурного наследия. Но прежде чем решить, куда двигаться, мы должны осознать, откуда пришли.

Далее в книге рассматриваются культурные факторы, оказывающие влияние на формирование наших личностей. Культуры различаются по следующим критериям.

1) По уровню обособленности индивидов. Эта шкала получила название «коллективизм-индивидуализм».

2) «Неприятие неопределённости». Насколько культура терпима к неизвестности будущего?

3) Индекс дистанции власти (ИДВ). Он измеряется с помощью ответов на вопросы, подобные следующему: «Можете ли вы сказать на основании своего опыта, как часто подчинённые боятся выражать несогласие с руководством?».

Измерение дистанции власти показывает, насколько та или иная культура ценит и уважает иерархию. В какой степени члены тех или иных институтов и организаций, обладающие меньшей властью, согласны с неравным её наделением? Испытывают ли члены общества почтение к пожилым людям? Пользуются ли власть имущие особыми привилегиями?

Урок седьмой. Если вы родились и выросли в стране с высоким ИДВ, то ваша задача заключается в выработке уверенного поведения в коллективе, где есть иерархия. Это не значит, что нужно не считаться с вышестоящими по должности и идти с ним на конфликт. Это значит научиться чётко и недвусмысленно доносить до них ваши мысли.

Продолжая разговор о влиянии культуры, приведём сравнение китайских и русских пословиц, и разница между ними производит поразительное впечатление. «Бог не даст – и земля не родит» – вот типичная русская пословица. Она отражает фатализм и пессимизм, характерные для феодальной системы, при которой крестьяне не верили в эффективность собственного труда.

С другой стороны, китайские пословицы поражают верой в то, что «упорный труд, грамотное планирование и уверенность в собственных силах или взаимодействие с небольшой группой со временем принесут награду»:

  • «Без крови и пота нет пищи»;
  • «Зимой ленивый человек замёрзнет до смерти»;
  • «Не ждите пищу с небес; надейтесь на свои две руки, несущие тяжесть»;
  • «Бесполезно просить об урожае, он зависит от тяжкого труда и от удобрения»;
  • «Если человек упорно трудится, земля тоже не будет лениться»;
  • «Семья человека, который круглый год встаёт до зари, бедствовать не будет».

Урок восьмой. Без упорного труда невозможно добиться успеха в каком-либо деле. Если вы не можете решить какую-либо жизненную задачу, стоящую перед вами, то ни в коем случае не сдавайтесь, а продолжайте решать эту задачу пока не найдёте решение. Успех складывается из настойчивости, упорства и готовности разбираться с задачей, до тех пор, пока она не будет решена.

В книге рассказывается об американских школах для бедных детей. Эти школы очень популярны, так как процент выпускников, поступивших в колледжи очень высок, то есть эти школы даёт высокий уровень подготовки. У детей обучающихся в этих школах есть хороший шанс на успех в жизни. Вот как описывает обучение в этих школах директор одной из них.

Наше обучение строится отчасти на выносливости, отчасти на мотивации. Отчасти на стимулах, вознаграждении и развлечениях. И отчасти на старой доброй дисциплине. Все в одном флаконе. Мы много говорим о настойчивости и выдержке. Значение этих слов детям известно не понаслышке.

Этим детям не повезло с семьёй и районом проживания. И их единственный выход – расширять границы школы до тех пор, пока она не вытеснит дом и район.

Урок девятый. Если вам не повезло с семьёй и местом проживания, то не всё ещё потеряно. Ваш шанс – это образование: как в учебных заведениях, так и самообразование. Сделайте образование главным делом вашей жизни работайте усерднее всех остальных и ваши шансы на успех сильно возрастут.

В заключение автор пишет следующее.

Объективно оценивая своё прошлое, мы вынуждены признать, что достигнутые нами успехи есть результат не только наших собственных усилий, но и определённых преимуществ, сформировавшихся задолго до нашего рождения, а также не заслуженных нами возможностей. Потому что истинное понимание успеха требует, помимо всего прочего, смирения.

Формально особенных людей можно определить как людей, чья жизнь выходит за общепринятые рамки, – они являются исключением из всех правил. На первый взгляд кажется, что так и появляются гении, миллионеры и звёздные спортсмены. Но их истинная сущность кроется в том, что они вовсе не являются особенными. Даже самые выдающиеся из нас крепко связаны с собственной историей и обществом – и это не может не будоражить воображение. Секреты успеха можно раскрыть и воспроизвести.

Сообщество людей, которым повезло получить в наследство умение усердно трудиться. Мы все можем усердно трудиться. Ложные истории, с помощью которых мы описываем успех, – люди, которые сделали себя сами, прошли путь от бедности к богатству – призваны вдохновлять. Но не делают этого. Они превращают величайшие достижения в исключительные и неповторимые. Настоящие истории успеха – при всей своей сложности, своеобразии и нюансах – намного более вдохновенны.

Урок десятый. Примите себя таким, какие вы есть: с теми возможностями, семьёй и культурной средой и действуйте исходя из того, что у вас есть. Помните главное: без упорного труда достичь успеха невозможно, даже если вы талантливы и обладаете большими возможностями. И, наоборот, не обладая талантами и возможностями, можно одним упорным трудом достичь успеха. А разобравшись со своими возможностями, семьёй и культурным наследием вы значительно повысите свои шансы на успех. Вы сами творцы своего успеха!

Надеюсь, что статья была вам полезна и вы тоже сможете извлечь пользу из этой замечательной книги.

На этом прощаюсь. До новых встреч!

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *